В «Редакции Елены Шубиной» вышел роман одного из самых неординарных и непредсказуемых современных прозаиков, электростальца Андрея Рубанова «Финист - Ясный сокол».
Знатоки литературы успели оценить его как настоящее, классическое фэнтези с обстоятельным рассказом об условной славянской древности (понятное дело, не существующей ни на карте и не встречающейся в истории) со всеми ее неизбежными атрибутами, от Змея Горыныча до Бабы-яги.
В основе романа лежит одноименная народная сказка о девушке Марье, полюбившей получеловека-полусокола, только пересказывает ее Рубанов весьма нелинейным способом - в три захода и на три разных голоса.
В первой части повествование ведется от лица скомороха-глумилы Ивана Корня, Во второй части место действия переносится в уединенную «зеленую долину» где-то на севере, а эстафету у Ивана-глумилы принимает другой Иван - мастер-оружейник по прозванию Ремень. По местному обычаю этот Иван в сопровождении двух спутников отправляется «бить Горына» - древнего полудохлого ящера, безвредного, но смущающего жителей долины своими криками. Ну и наконец, рассказчик третьей части - это птицечеловек по имени Соловей, в людском мире тоже предпочитающий именовать себя Иваном. Этому третьему Ивану, а по совместительству, как несложно догадаться, легендарному Соловью-разбойнику, предстоит стать деятельным участником развязки истории Марьи и Финиста.
Помимо имени, Иванов роднит еще одно: все они поочередно неистово и безответно влюбляются в Марью, которая, лишь краешком и ненамеренно задевая их жизни, в то же время оставляет в сердце каждого глубокий незаживающий рубец. В сущности, именно этой горькой диспропорции - тому, как эпизод, проходной и малозначимый для одного, для другого становится поворотным, - и посвящен роман.
Критики называют «Финист - Ясный сокол» редкой в наших литературных реалиях книгой, которую можно (и нужно) читать напрямую, «в лоб», не пытаясь вскрыть в ней второе, символическое дно.
Оставить комментарий